Пятилетняя Настя Радзинская вошла в рейтинг самых высокооплачиваемых YouTube-блогеров мира по версии Forbes за 2019 год. Девочка попала на третье место списка — на её каналы подписаны 107 млн человек, которые посмотрели её видео 42 млрд раз и помогли заработать за год $18 млн. Уже неудивительно, что и самым богатым блогером в мире тоже стал ребёнок — восьмилетний Райан Каджи, который обогнал всех игровых стримеров, бьюти-блогеров и Пьюдипая.
Что за рейтинг?
Forbes составляет его уже несколько лет: считают только суммарные доходы канала до вычета налогов и не учитывают затраты на создание шоу и оплату персонала. Оценку проводят по статистике сайтов мониторинга — Captiv8, SocialBlade и Pollstar — и представителей индустрии. В последнем рейтинге учитывались доходы с 1 июня 2018-го по 1 июня 2019-го. И первая тройка выглядит так:
1. Райан Каджи
Доход: $26 млн
Восьмилетний Райан начал YouTube-карьеру в три года. Раньше он просто распаковывал игрушки перед камерой, а теперь проводит простые научные эксперименты вместе со своими родителями. В офлайне у Райана есть своя линейка игрушек и одежды, шоу на Nickelodeon и контракт с Hulu.
2. Dude Perfect
Доход: $20 млн
Коби и Кори Коттон, Гаррет Хилберт, Коди Джонс и Тайлер Тони — занимаются спортом, выполняют трюки и тягаются с рекордсменами Гиннесса. Кроме канала у них есть телешоу на Nickelodeon, называется оно, соответственно, The Dude Perfect Show.
Доход: $18 млн
Пятилетняя россиянка из Краснодарского края. Первоначально блог создавался, чтобы наблюдать прогресс в лечении, — у девочки с рождения ДЦП. Теперь видео её игр с отцом выходят на нескольких YouTube-каналах на семи языках. Девочка сотрудничает с Legoland и Danоne.
С чего начинался детский YouTube в России
Впервые о появлении детей в русском «Ютубе» заговорили в 2012 году после появления шоу «Детократия» на канале «Спасибо, Ева!». Там детям показывали клипы рэперов, фотографии кандидатов в президенты, задавали разные вопросы и снимали их реакцию. Зрителям шоу понравилось, но быстро надоело, и «Ева» перестала его выпускать. Позже идея приглянулась Ивану Урганту, который тогда только запускал своё шоу на «Первом». Ведущий сделал в «Вечернем Урганте» рубрику «Взгляд снизу», концепция которой практически не отличалась от «Детократии».
А чуть позже стали появляться и первые каналы на «Ютубе». Так, в 2014 году Андрей Федорук из Одессы придумал идею канала, где хотел выкладывать видео анбоксинга сладостей и игрушек, рассчитывая на просмотры детской аудитории, и планировал лишь иногда задействовать в видео своих детей — Максима и Катю. Но в итоге его дети свели с ума других детей и стали главными героями шоу. Теперь только на два основных канала Макса и Кати подписаны в сумме 31 млн человек, а просмотры перешагнули за 15 млрд. На доходы от блога семья переехала из Одессы в Лондон и теперь живёт там, параллельно снимая влог и об этом тоже.
Вообще, чтобы понять секрет популярности детских блогов, достаточно просто взглянуть на несколько самых популярных каналов и посмотреть, что там за контент.
Когда Диане был год, её родители выложили на канале Kids Diana Show несколько простых и весёлых скетчей. Сейчас на своём 41-миллионном канале девочка распаковывает и тестирует на камеру игрушки и детскую косметику, пробует сладости, гуляет, поёт, танцует, путешествует с родителями — в общем, делает всё, что нравится любому ребёнку. Детям стало интереснее наблюдать за жизнью других детей, а не нарисованных персонажей.
Канал Vlad and Nikita стал одним из самых популярных и быстрорастущих в российском «Ютубе». С февраля этого года число его подписчиков выросло с 14 млн до 31 млн. Для сравнения, у Ким Кардашьян и Кайли Дженнер на двоих около 8 млн подписчиков. Но они и анбоксингов не делают, конечно.
Раньше у братьев был ещё один успешный канал VladCrazyShow на 10 млн подписчиков, но его YouTube удалил в ноябре 2017 года из-за очень специфичного контента.
Сейчас семья Влада и Никиты живёт во Флориде, а ролики выходят на английском языке.
Контент от канала к каналу не сильно отличается разнообразием: анбоксинги, желейные червяки, надувные горки, парки развлечений, игрушки и переодетые в Марио отцы.
Очевидно, что самая главная составляющая успеха детских блогов — это их зрители. А зрители, разумеется, дети. То есть самые непривередливые, беззаботные и терпеливые люди в сети, которые смотрят всю рекламу, досматривают видео до конца и тут же включают следующее. Их привлекают яркая картинка, знакомый персонаж, забавные звуки и эффекты, которые добавляются на монтаже. Они могут пересматривать один ролик десятки раз. Отсюда и эти сотни миллионов просмотров под каждым видео и миллионы долларов выручки.
—YouTube — самая популярная нянька в мире
Эяль Баумель, руководитель агентства по работе с блогерами
Понятно, что существенная часть заработанных детскими блогами денег идет всё-таки на совсем не детские административные и управленческие расходы, работу менеджеров, юристов и агентов, продвижение и организацию новых съёмок. Родители, которые обычно находятся за кадром и управляют процессом, тоже часто «на зарплате» у своих детей. Многие из них направляют часть денег на благотворительность (это действительно не редкость, скорее даже норма) и часть откладывают на будущее обучение детей.
Плюсы, минусы, подводные камни детских блогов
На самом деле, плюсы довольно очевидны: высокий доход, подарки от спонсоров, любовь фанатов. Минусы, конечно, тоже есть.
Первая проблема — это те же родители, которые в погоне за большими деньгами часто переходят все границы, забывая, что их дети — это всё-таки дети.
Например, в марте этого года 47-летнюю Мишель Хобсон из США обвинили в жестоком обращении со своими детьми. Они сообщили в полицию, что мать их избивает, морит голодом, прижигает зажигалками и электрошокером, вынуждая сниматься для своего YouTube-канала. Канал с 700 тыс. подписчиков уже заблокировали. Его название «Fantastic Adventures» в контексте обвинений выглядит жутковато.
Вторая проблема — детский труд. Родители, которые организуют весь процесс съёмок, говорят, что дети, в отличие от них, не работают, а делают то, что им нравится, и то, что они делают обычно, только на камеру. Но по факту получается, что всё, чем занимается ребёнок и что затем монетизируется, — это детский труд.
Этот момент слабо регулируется во всем мире. В Калифорнии есть «закон Кугана», который обязывает родителей завести специальный счёт для ребёнка и регулярно перечислять на него часть доходов. Он назван в честь Джеки Кугана, который был первым ребёнком-кинозвездой. К моменту совершеннолетия родители спустили все заработанные им деньги. Он остался без работы и без денег и подал на родителей в суд. А в 1939 году появился закон, который защищает капитал ребёнка-актёра. Такой счёт неприкосновенен до совершеннолетия ребёнка. Закон защищает детей в материальном плане, но никак не регулирует их труд.
И третья проблема — это нарушение конфиденциальности детей. Это особый пункт для всего интернет-сообщества, и YouTube в особенности. Компания собирает кучу личной информации о детях без уведомления и разрешения родителей, а затем использует для показа таргетированной рекламы.
Ещё более серьёзная проблема — педофилия. По-новому стали говорить об этом после скандала 2017 года, который назвали Elsagate. Тогда на платформе нашли огромное количество видео с крайне неприятным контентом, который были замаскирован под обычные детские ролики с мультгероями.
После этого Федеральная торговая комиссия США обвинила Google (и принадлежащий ей YouTube) в нарушении Закона о защите конфиденциальности детей в интернете, назначила штраф $170 млн и постановила исправить ситуацию. Поэтому 1 января 2020 года на YouTube вступят в силу новые правила публикации видео.
Под видео с отметкой «для детей» нельзя будет оставлять комментарии (практически во всех видео эта функция недоступна уже сейчас), они не будут рекомендованы для просмотра, их нельзя будет добавлять в плейлисты, а подписчики не будут получать уведомления о публикации этих видео. Если автор не отметит свой ролик маркировкой «для детей», это сделает алгоритм YouTube, а автору придётся заплатить штраф до $42 тыс.
Однако алгоритмы YouTube никогда не славились своей надёжностью, и владельцы многих каналов обеспокоены тем, что могут попасть «под горячую руку» несовершенного алгоритма. Потому что определение «детского» контента на данный момент слишком размыто, под него подпадает всё, что может заинтересовать детей до 13 лет: детские шоу, детские шутки, сленг, юмор, игрушки, мультяшные персонажи, еда и музыка.