Космическая мафия и симулятор эпидемии. Как инди-игры захватили мир в 2020 году

Алексей Моралес Прохоров
Постер публикации
Картинка: deviantart.com/neytirix

Долгое время видеоигры считались развлечением для гиков, которые готовы тратить десятки часов на знакомство с глубокими и сложными проектами. Сегодня положение дел изменилось. На рынке всерьёз закрепились увлекательные и несложные развлечения, на которые можно отвлечься в свободное время. Чаще всего это мобильные приложения для Android и iOS, реже — на привычных ПК, где такие игры принято называть «казуальными».

Хотя история этого сегмента индустрии началась ещё в 1970-х, впервые их настоящий потенциал стал заметен в 2000-х, когда пазлы вроде Bejeweled и Zuma заняли офисные компьютеры по всему миру. В 2019 году рынок одних только мобильных развлечений вырос до 68,5 миллиарда долларов, а Candy Crush Saga, Fruit Ninja или Angry Birds пробовал едва ли не каждый владелец современного смартфона. При этом самые успешные задумки далеко не всегда требуют огромных затрат на разработку. Иногда проект способен неожиданно «выстрелить» даже сам по себе, неожиданно для своих создателей. Именно так случилось с главными казуальными хитами 2020-го: Among Us, Fall Guys и Plague Inc.

Among Us

Популярность пришла к Among Us всего всего около месяца назад, и за прошедшее время игра уже успела покорить топы продаж и показатели онлайна в Steam. В основе Among Us лежит знакомая многим социальная игра «Мафия». По её базовым правилам участники делятся на мирных жителей и скрывающих свою роль мафиози. Во время условной «ночи» преступники могут избавиться от одного из гражданских. Цель мирных жителей — обнаружить и методом совместного голосования на выбывание победить преступников, в то время как мафиози должны уничтожить большую часть гражданских.

В 2018-м разработчики из небольшой американской компании InnerSloth решили сделать свою мобильную версию «Мафии» в антураже научной фантастики. Вместо привычных ролей здесь космонавты и неизвестные команде «самозванцы» («impostor» в оригинале, однако в локализации их перевели как «предатели»). Во время раунда обычные сотрудники станции или корабля могут выполнять разные рутинные задачи в форме мини-игр: соединить кабели, расстрелять астероиды, скачать файл. Самозванцы в то же время имитируют выполнение заданий, устраивают мелкий саботаж, перемещаются по вентиляции и незаметно убивают обычных космонавтов.

Постер публикации

Картинка: app2top.ru

При необходимости участники могут созвать совещание всей группы, во время которого обсуждают последние события, а также решают, кого стоит выкинуть в космос. Космонавты победят после выполнения определённого количества заданий, а самозванцы — если уничтожат большую часть соперников. Получается нечто вроде «Мафии», только более насыщенной действием.

Among Us вышла летом 2018-го на iOS и Android, а спустя некоторое время на ПК. Поначалу мультиплеер был в ней в очень ограниченном виде, всего на одной карте. Онлайн долгое время состоял всего лишь из нескольких десятков человек. Отчасти в этом виноваты сами разработчики из InnerSloth. Они и сами признают, что не слишком хороши в рекламировании собственного продукта. Впрочем, это неудивительно для студии из трёх человек.

Постер публикации

Скриншот: gamepressure.com

Заслуга InnerSloth в терпении. Они продолжали работать над проектом около двух лет. В проект добавили новые карты, мини-игры и другой контент. Онлайн Among Us за первые годы рос уверенно, но очень уж неспешно — в начале 2020-го в неё играли несколько сот человек. Словом, студия собиралась рано или поздно закрыть серверы и заняться второй частью, но в июле ситуация неожиданно изменилась. Космическую «Мафию» попробовал Twitch-стример Sodapoppin, а вслед за ним — такие заметные личности, как PewDiePie, Shroud и Ninja.

Начиная с конца июля онлайн прирастал на несколько тысяч, а то и десятков тысяч человек за день, пока 21 сентября не достиг пика в 438 524. Для игроков стало очевидно, что Among Us сочетает преимущества классической салонной версии и собственные достоинства: возможность тонкой настройки таких параметров, как угол обзора, скорость игрового процесса и отведённое на голосование время, непредсказуемость ситуаций, простоту в освоении.

Постер публикации

Картинка: earlygame.com

Теперь InnetSloth приняла решение отменить сиквел и поместить полезные наработки в существующее приложение. Про неожиданный успех Among Us пишут специализированные издания, видеоролики с необычными матчами набирают тысячи просмотров, а сама она выбилась в топ самых просматриваемых игр на Twitch. Почти все авторы сходятся в одном: старание InnerSloth окупилось сполна. Разумеется, решающую роль сыграло стечение обстоятельств, но, если бы не многолетний труд небольшой компании, возможно, выбор стримеров пал бы совсем на другую игру.

Хотя сегодня сложно сказать, насколько быстро огромной аудитории наскучит космическая «Мафия», InnerSloth продолжает активно работать над развитием своего проекта. А Among Us тем временем разлетается на мемы по всему интернету и постепенно проникает в массовую культуру.

Постер публикации

Картинка: reddit.com

Постер публикации

«Постойте, этот парень невиновен?». Картинка: memezila.com

Постер публикации

Картинка: twimg.com

Fall Guys

Несколько недель назад Among Us затмила в чартах другой казуальный хит и главную неожиданность конца августа — аркаду Fall Guys от британского разработчика Mediatonic. В отличие от InnerSloth, эта компания вышла на рынок ещё 15 лет назад с flash-версиями Bejeweled 2 и других игр. Словом, опыта в разработке Mediatonic не занимать.

Главным образом Fall Guys хороша своей простотой. Часы, потраченные на изучение игровых правил, особенностей управления и стратегий, — всё это абсолютно не про неё. Достаточно нажать на кнопку «Играть» в весёлом, разноцветном главном меню, чтобы начать соревнование на выбывание между 60 участниками. Каждый этап соревнования состоит из несложной мини-игры: нужно добежать до цели, уклоняясь от гигантских фруктов или мячей, удержаться некоторое время на игровой площадке или сыграть в интуитивно понятную командную игру, например, совместными усилиями докатить огромный мяч до конца дорожки.

Контролировать персонажа предельно просто: несколько кнопок на то, чтобы бегать, и ещё две — чтобы подпрыгнуть или ухватиться за что-нибудь. Иногда попадаются испытания посложней: например, запомнить изображенные на плитках поверхности картинки, а затем встать на ту, которая появится на специальном табло. Но каждая мини-игра Fall Guys, так или иначе, достаточно хороша, чтобы в ней можно было без труда разобраться при первом же знакомстве.

Mediatonic потратили долгие годы на то, чтобы отыскать формулу успешного вирусного проекта. Разработчики экспериментировали с разными жанрами и в итоге решили остановиться на Battle Royal: битве на выживание среди определённого количества участников. Правда, в последнее время жанр называют приевшимся, но Mediatonic и не стали копировать черты представителей других представителей жанра, вместо этого вдохновившись телевизионными шоу. В результате получилась дружелюбная и понятная с первого взгляда игра, которая отлично подойдёт для развлечения в компании.

В момент выхода Fall Guys привлекла просто огромную аудиторию: от падающих бананов убегали даже стримеры, специализирующиеся на абсолютно других жанрах, вроде World of Tanks. Разработчики умело ведут официальный твиттер-аккаунт, не стесняясь публиковать эмоциональные посты и мемы. На волне популярности собственный скин для персонажа предложил даже Сбербанк.

Постер публикации

Картинка: igromania.ru

Но сегодня онлайн Fall Guys в Steam обвалился более чем в два раза. 40 тысяч человек — всё ещё внушительный показатель, но всё далёкий от той же Among Us. Проявилась обратная сторона задумки разработчиков: в Fall Guys попросту незачем долго разбираться, а судьба персонажа раунда зачастую зависит от воли случая. Потому интереса у многих хватило лишь на несколько недель.

У Mediatonic есть контент-план для Fall Guys: на днях вышло обновление средневековой тематики, с новыми раундами и костюмами. Как и в случае с Among Us, сложно предсказать, удастся ли у Mediatonic удержать популярность онлайн в пару десятков тысяч человек. Но уже наверняка ясно, что труд британцев на сей раз окупился сполна.

Plague Inc.

Наконец, симулятор пандемий Plague Inc. от британского разработчика Ndemic Creations первым в 2020-м пережил похожую историю. В конце января 2020-го, после череды новостей о новом опасном коронавирусе, пользователи Android и iOS вспомнили про любопытную стратегию 2012 года выпуска. Задача пользователя заключается в том, чтобы самостоятельно вырастить и распространить по всей планете смертельное заболевание. На выбор — несколько разных болезней, от бактерий и грибков, до биологического оружия.

После начала игры вирус можно развивать, соблюдая баланс между его заразностью, летальностью и тяжестью течения болезни. Слишком смертельный вирус не выживет долгое время в крупной популяции, а слишком заразный может никого не убить. Словом, игру лишь условно можно отнести к казуальным — фактически Plague Inc. представляет собой достаточно глубокую стратегическую игру.

Уже после первых новостей о коронавирусе популярность Plague Inc. рекордно взлетела. В какой-то момент рост ежедневных доходов от приложения вырос более чем на 275%, до 65 тысяч долларов в день. Игра даже на некоторое время стала лидером продаж в 55 странах мира, в том числе и в Китае. Хотя в итоге правительство КНР её попросту запретило. Косвенно популярность игры можно отследить и по Steam: там онлайн-игры впервые с момента её выхода превысил 2000 человек.

Разумеется, на успех игры обратил внимание и её разработчик. С одним из обновлений в игру добавили режим спасения мира от пандемии, а сама компания пожертвовала на борьбу с новой болезнью целых 250 тысяч долларов.

Хотя настоящая популярность и первые места в чартах продаж пришли к Plague Inc. только с началом пандемии, она и раньше могла похвастаться определённой известностью. У Ndemic получилось создать детальный, убедительный симулятор заражения всего мира новой неизвестной болезнью. По словам разработчика, её даже используют на университетских лекциях в качестве модели распространения смертельной болезни. Как и Among Us, Plague Inc. обрела популярность по воле случая, но всё это стало возможно именно благодаря усилиям, которые Ndemic вложила в игру.

Постер публикации

Genshin Impact. Скриншот: stratege.ru

Слава Amons Us ещё не затихла, а на горизонте уже появился новый хит для ПК и смартфонов, масштабный проект из Китая Genshin Impact. Условно-бесплатная Action/RPG всего за пару недель смогла окупить свой бюджет и собрала вокруг себя обширную фан-базу. Словом, 2020 год оказался богат на игры-события, но какие из них быстро уйдут в небытие, а какие займут места в рядах классики? Время покажет.