Скрепы крепчают. Правительство переписало стратегию культурной политики

Baza
Постер публикации
Фото: yugtimes.com

Министерство культуры в конце октября разослало в другие министерства и ведомства проект «Стратегии культурной политики до 2030 года». Документ с точно таким же названием был принят и подписан ещё шесть лет назад премьером Дмитрием Медведевым. Но с тех пор политическая ситуация изменилась примерно как сам Медведев, так что стратегию решили переписать. «База» изучила новую Стратегию и сравнила с предыдущей.

«Необходимость разработки проекта распоряжения … обусловлена изменениями, произошедшими внутри страны и на международной арене в 2016–2022 годах», — сказано в пояснительной записке к Стратегии.

Главное новшество, которое бросается в глаза, — ещё более яростная борьба за «традиционные российские духовно-нравственные ценности», проще говоря — скрепы.

Какие скрепы наиболее важны, определяет, например, вышедший на днях указ президента об основах госполитики. Звучит всё довольно красиво: традиционные ценности — это жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, а также ответственность за его судьбу. В числе главных ценностей указаны: крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение.

В новой стратегии Минкультуры перечислило гораздо больше угроз для скреп, чем в действующей. Были добавлены, например, пропаганда эгоизма, безнравственности, «культа потребления и наслаждения», криминального образа жизни, употребления наркотиков, «отрицания естественного продолжения жизни», посягательства на «традиционные российские духовно-нравственные ценности». Из прежнего варианта остались в том числе «снижение роли русского языка в мире, качества его преподавания в Российской Федерации и за рубежом, попытки фальсификации российской и мировой истории».

Постер публикации

Фото: https://www.samddn.ru/

Изменились и риски для культурной политики. В 2016 году главным из них было «постепенное сокращение … влияния российской культуры в мире», в том числе «как следствие распада СССР». В новой стратегии — актуальная повестка:

«Одними из основных рисков являются глобальная „отмена“ российской культуры, потери российского кинематографа и сети кинотеатров из-за ухода премьерного голливудского контента, „утечка“ талантов из России».

При этом в стратегии наблюдается некая двойственность: с одной стороны, уход голливудского контента — это потеря для российского кинематографа, с другой — да и терять-то особо было нечего. Ведь Голливуд и вообще США — угроза для скреп.

«Угрозу традиционным ценностям несёт деятельность экстремистских и террористических организаций, отдельных средств массовой информации и социальных сетей, действия США и других недружественных государств, ряда транснациональных корпораций и иностранных некоммерческих организаций, а также структур, действующих внутри Российской Федерации в их интересах», — этого пассажа из новой статегии в предыдущей версии не было.

По-новому изложены и цели культурной политики. Главная цель — это уже не просто «формирование гармонично развитой личности», как в 2016 году, а обязательно «на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

Постер публикации

Фото: www.samddn.ru

Остальные цели переформулированы в том же ключе, и теперь они звучат так:

«создание условий для всестороннего духовного, нравственного и интеллектуального развития детей, воспитания в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим»;

«передача от поколения к поколению традиционных для российского общества ценностей, норм, традиций и обычаев, сохранение самобытности многонационального народа Российской Федерации»;

«защита российского общества от внешней идейно-ценностной экспансии и внешнего деструктивного информационно-психологического воздействия, недопущение распространения продукции экстремистского содержания, пропаганды насилия, расовой и религиозной нетерпимости, межнациональной розни».

Некоторые пункты, хоть они есть в обеих стратегиях, сейчас стали звучать более актуально, например: «развитие военно-патриотического воспитания граждан, повышение престижа службы в Вооружённых Силах Российской Федерации и правоохранительных органах».

Изменился и список ожидаемых результатов стратегии. В прошлом варианте на первом месте было повышение доли внебюджетных инвестиций в культуру (читай: привлечение частных денег). В новой версии приоритет отдан «выполнению государственного заказа» на книги, фильмы, театральные постановки и т. д.

Постер публикации

Фото: https://telegra.ph/

Госзаказ в сфере культуры в последнее время широко обсуждается: например, на эту тему в мае высказался даже секретарь Совбеза Николай Патрушев.

«Необходимо предусмотреть существенное наращивание масштабов государственного заказа на создание произведений литературы и искусства, кинолент и телепрограмм, направленных на сохранение исторической памяти, воспитание гордости за нашу страну и формирование зрелого гражданского общества, ясно сознающего ответственность за ее развитие и процветание», — сказал Патрушев.

Конечно же, особенно важны скрепы для «подрастающего поколения». В Стратегии много говорится про патриотическое воспитание молодёжи: например, к 2030 году планируется «увеличить число воспитанников военно-исторических лагерей до 59,2 тыс. человек к 2030 году». Эта же цифра есть и в «Едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации», который был опубликован в 2021 году. Согласно документу, в 2022 году детей, которые занимаются в военно-исторических лагерях, насчитывается около 19 тысяч. В таких учреждениях дети могут научиться в том числе строевой и огневой подготовке, ориентированию на местности, навыкам выживания.

Постер публикации

Фото: rostoveparhia.ru

А вот некоторые цифры что в прежней, что в новой версиях стратегии остались неизменными, например, «увеличить объём продажи книг с 3 до 7 на душу населения по сравнению с 2014 годом». Правда, из-за нового законопроекта о запрете пропаганды ЛГБТ книгоиздатели предупредили о риске изъятия половины книг на российском рынке, в том числе, например, всей литературы Виктора Пелевина, биографии Петра Чайковского и т. д. Но Минкультуры сохраняет оптимизм.

Вообще, если вам грустно от новостей, учитесь оптимизму у Минкультуры. Казалось бы, министерство признает отмену российской культуры, за примерами которой далеко ходить не надо: на днях стало известно, что двоих российских музыкантов, которые поехали в Брюссель выступить на фестивале, отказались пускать в Бельгию и аннулировали им визы.

Но Минкультуры не собирается вычёркивать из списка своих приоритетов, например, такой: «повышение роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве». Министерство планирует продвигать «международный имидж России в качестве страны с богатейшей традиционной и динамично развивающейся современной культурой». В том числе речь идёт о «продвижении российских фильмов, сериалов (включая анимационные), литературы и музыки в иностранных государствах».