Видеосалоны и «пираты»: как в Россию возвращают голливудское кино

Алексей Моралес Прохоров
Постер публикации
Картинка: Baza

На днях в нескольких городах России прошли первые показы боевика «Бэтмен», одного из самых ожидаемых кинорелизов весны. Официально выход ленты в РФ всё ещё не состоялся: владелец прав, компания Warner Bros., приостановила деятельность в стране на фоне спецоперации в Украине.

К бойкоту помимо WB присоединились Disney, Universal и другие корпорации. Кинозалы снова оказались под угрозой банкротства, а зрители потеряли возможность увидеть долгожданные фильмы на большом экране. Последняя проблема, впрочем, выглядит решаемой: в России начали вспоминать опыт любительских видеосалонов из 1980-х.

Постер публикации

Постер фильма «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия»

Видеомагнитофон в обмен на автомобиль

Видеосалоны начали появляться в России после распоряжения Совета министров РСФСР от 7 апреля 1986 года, когда чиновники предписали открывать видеозалы и пункты проката кассет. Собственный кинематограф едва ли был способен удовлетворить большой спрос на зрелищные и увлекательные фильмы. Среди популярных советских боевиков можно вспомнить разве что «Тегеран-43» или «Пираты XX века», которые собрали в прокате десятки миллионов рублей. Голливудских фильмов было в разы больше, многие из них были очень увлекательны и потому распространялись подпольно, порой под угрозой реального тюремного срока. Поэтому правительство попыталось хотя бы так легализовать их присутствие.

Оснащение видеосалонов оставляло желать лучшего. Зрителей собирали в частных квартирах и показывали кино на небольшом телевизоре. Перед началом фильма публику развлекали, к примеру, музыкой на магнитофоне, — играло что-то вроде популярных тогда Modern Talking.

Билет в такой видеосалон по сегодняшним меркам мог оказаться дороже билета в кинозал с IMAX: цена могла достигать 5 советских рублей при средних зарплатах от 130 до 200 — то есть около 1000 рублей в современной валюте. И всё же видеосалоны были популярными.

Зрители хотели посмотреть на фильмы про Робокопа, про крутых героев накачанного Шварценеггера, увидеть триллеры вроде «Чужого». А собственный видеомагнитофон в те годы был очень дорогим развлечением, сравнимым по стоимости с автомобилем.

Постер публикации

Кинотеатр «Центавр». Источник: https://now-chita.ru/centavr/

А что случилось-то?

Салоны устарели во второй половине 1990-х, когда на территорию бывшего Союза вместе с политическими и экономическими реформами пришел крупный кинобизнес. Но сегодня международные корпорации массово отозвали лицензии на прокат новинок, а будущее кинотеатров в РФ снова оказалось под вопросом.

Недавно пандемия Covid уже отправляла на вынужденный простой многие кинозалы. Теперь, на фоне санкций, владельцы столкнулись с отзывом сеансов самых востребованных лент, делающих кинотеатрам кассу: от «Тайн Дамблдора» по вселенной Гарри Поттера до нового «Доктора Стрэнджа» от Marvel.

Постер публикации

Ален Делон в «Тегеране-43». Кадр из фильма.

При этом зрители временно лишились не только западного кинематографа, но и некоторых отечественных лент. В России, к примеру, сорвались премьеры фестивального фильма «Капитан Волконогов бежал» и экранизации пелевинского романа Empire V, зато вместо них теперь можно в очередной раз посмотреть на большом экране балабановские картины вроде «Брата».

Но повторный прокат старых фильмов отрасль не спасёт. Согласно заявлению Ассоциации владельцев кинотеатров, падение выручки в ближайшие два месяца прогнозируется до 80%, а совокупный убыток этой отрасли может достичь 11 миллиардов рублей. Если ситуация не изменится в ближайшие месяцы, то к концу лета большая часть кинотеатров в стране закроется — правительству останется некого спасать.

В таких условиях некоторые организаторы всё же решились запустить в прокат долгожданные фильмы, не дожидаясь согласования с корпорациями. 21 апреля художник Габиллен Галычев организовал в пространстве Wip «пиратский сеанс» нового «Бэтмена», назвав это арт-перформансом. Сам показ прошёл через несколько дней после релиза фильма на стриминге HBO Max и, соответственно, появления фильма на торрентах. Несмотря на это, нашлось немало зрителей, которые готовы были заплатить 300–500 рублей за просмотр «Бэтмена» на большом экране.

Чуть дороже зрителям обошёлся пиратский сеанс «Бэтмена» в московском «Каро Атриум», который организовал основатель паблика MovieBlog. Билет туда стоил 800 рублей, и, по словам зрителей, на показ пришло примерно 120–150 человек. Как пишет «Кинопоиск», сумма, собранная на аренду зала, вероятно, покрыла расходы организаторов.

Постер публикации

Источник: instagram.com/habbilen

Похожим образом «Бэтмена» нелегально показали в кинотеатрах Иваново, Якутска, Находки и Екатеринбурга. Причём в последнем городе фильм пустили с неофициальным дубляжом (ещё один привет VHS-кассетам из девяностых).

В некоторых регионах идут чуть дальше. Так, в читинской «Центавре» стали показывать диснеевский мультфильм «Я краснею», а в Cinema Hall в Махачкале на экраны выпустили «Не смотрите наверх» и «Красное уведомление» — фильмы со стриминга Netflix, которые в российских кинотеатрах в принципе и не должны были идти.

Чтобы избежать юридических последствий, владельцы некоторых кинотеатров нашли лазейку: они ссылаются на сдачу кинозалов в аренду для организации сеанса. Их опасения можно понять. По закону зритель в любом случае останется в безопасности, а вот организаторам «пиратских» сеансов грозят штрафы до 500 тысяч рублей и наказание вплоть до 6 лет лишения свободы.

Эту юридическую уловку использовал, к примеру, екатеринбургский кинотеатр «Гринвич Синема». Его представитель отметил, что сеансы «Бэтмена» организовали компании, которые арендовали залы по договору. Аналогичную схему применили и в якутском кинотеатре «Центральный».

«Кинотеатр сам ничего не показывает. Наш кинозал арендуют люди, которые смотрят фильм сами и могут еще пригласить кого-то со стороны. Что именно они показывают, это их дело, мы предоставляем только площадку для просмотра», — рассказывал в беседе с КП менеджер «Центрального».

Глава юридической практики «Роскомсвободы» и управляющий партнер Digital Rights Center Саркис Дарбинян отметил, что такие «пиратские» показы нарушают исключительные права. Но, по его словам, «многие пользуются» тем, что арбитражные суды сейчас отказывают в защите правообладателям из стран, принявших санкции против России.

«Если будет какой-то рейд, то зрителям как конечным потребителям пиратского контента можно ничего не бояться. Для них ответственность законом не предусмотрена», — добавил он.

Постер публикации

Источник: Кадр из фильма «Бэтмен»

Попытки выжить

Чтобы спасти отрасль, правительство может принять законопроект о принудительном лицензировании контента для компаний из «недружественных» стран. Согласно документу, российская компания сможет обратиться в суд и получить права на интеллектуальную собственность иностранной организации, которая в одностороннем порядке отказалась от договора.

Но в таком случае, предупреждает Дарбинян, Россия превратится «в большую пиратскую станцию» и «отменит все созданные за 25 лет институты авторского права». Тогда отечественные прокатчики и стриминги смогут показывать зарубежные фильмы вообще без каких-либо выплат правообладателям, а те в ответ, вероятно, отзовут все свои каталоги и уже никогда не вернутся на местный рынок.

«Следует понимать, что это будет иметь очень долгоиграющие последствия. Такая инициатива может отбросить страну на десятки лет назад. Ни один инвестор, ни один мейджор не будет работать ни в России, ни с Россией»

Саркис Дарбинян

В результате нынешнее положение российских кинотеатров отчасти похоже на ситуацию, в которой долгие годы находятся кинотеатры ДНР и ЛНР. Официальные представители международных компаний давно прекратили с ними сотрудничество, но кинозалы всё-таки выжили. Дело в том, что они давно освоили старую советскую традицию видеосалонов с поправкой на современность. Поэтому до зрителя ленты часто добираются в торрент-вариантах вместе с характерными особенностями вроде вшитых корейских субтитров либо сравнительно невысокого качества картинки.

Теперь видеосалоны версии 2.0, более технологичные и с более демократичными, нежели в СССР, ценами приходят и в Россию. Хотя есть немало вопросов по поводу того, как массово привлекать аудиторию в залы, если пиратские фильмы всё равно лежат на торрентах — и это в условиях, когда отрасли грозит вымирание, а кинотеатры готовятся к массовым закрытиям.