Метавселенная Meta: от красивой идеи до фарса

Алексей Моралес Прохоров
Постер публикации
Картинка: Baza

Метавселенные провалились. Microsoft закрывает платформу виртуальной реальности Altspace, Disney отказывается от своего проекта, а Meta* вынуждена силком загонять сотрудников в «цифровой мир».

В конце 2021-го казалось, что метавселенные должны были стать большим событием. Почти одновременно Facebook, Microsoft и ещё несколько IT-гигантов объявили о разработке собственных проектов. Марк Цукерберг и его компания возлагали на новую идею столь серьёзные планы, что сама корпорация Facebook была переименована в Meta. Как выяснилось, зря: несмотря на обширную рекламу, идея «виртуальных миров» оказалась слишком сырой и пришлась по вкусу лишь небольшому числу пользователей.

Постер публикации

Источник: Meta

Вторая реальность

Создатели представляли метавселенные как дополнительную — или даже «вторую» — реальность. В цифровых помещениях пользователи смогли бы обмениваться файлами и презентациями, развлекаться как душе угодно, проводить совещания и обсуждать бизнес-планы. Фехтование и дартс, вечеринки и имитация ресепшена в офисе — возможности метавселенных должны были быть едва ли не безграничны. Разработчики собирались сделать их доступными на большом количестве платформ, от VR-гарнитур до мобильных телефонов, пусть и не везде возможности пользователей были бы одинаковы.

Если вы хотите поговорить с человеком, то, вместо того чтобы просто созвониться, он может телепортироваться к вам и увидеть весь контекст, который у вас есть

Марк Цукерберг

Meta не просто собирались создать «вторую жизнь» с помощью компьютера, а и рассчитывали на некоторую прибыльность проекта. Одежда персонажей, дизайн помещений, устройство 3D-миров должны были привлечь создателей большого количества контента, уникальных пользовательских решений. Meta планировала собирать с них весьма солидную комиссию, до 47,5% в случае шлемов Meta Oculus. По мнению сотрудников компании, это вполне честный расчёт — часть пошла бы на комиссию метавселенной, а ещё часть — на комиссию за платформу-гарнитуру. С другой стороны, корпорация вложила больше десяти миллиардов долларов в разработку метавселенной, причём в Meta не ожидали возвращения основной части вложений в ближайшее будущее.

Игрушечные люди

Проект FB получил название Horizon Worlds. Его тестирование началось в 2022, а первые отзывы от крупных СМИ вышли осенью. Практически все аспекты проекта подверглись критике: графический стиль и технология, удобство и целесообразность использования.

Постер публикации

Источник: Meta

Графика «метавселенной» стала первой целью для едких комментариев. Фото «аватарки» самого Цукерберга на фоне Эйфелевой башни быстро превратилось в мем. Пользователи жаловались на то, что не могут ассоциировать себя со схематичными и одновременно излишне мультяшными персонажами. У аватаров отсутствовали ноги — туловища попросту зависали в воздухе. Женской части «тестировщиков» не понравилось отсутствие настроек груди у 3D-аватара. Система освещения в локациях Horizon Worlds выглядела крайне бедно. Тестировщики продукта от Meta сравнили «метавселенную» с дешевой видеоигрой конца 1990-х. Как отметил редактор The Verge, невозможно было бы представить принятие каких-либо серьёзных решений в подобной атмосфере.

Функционал Horizon Worlds также вызвал у пользователей вопросы. На старте доступ к метавселенной можно было получить только через VR-версию, то есть с помощью шлемов стоимостью около 1000 долларов и больше. Кроме немалой стоимости использование VR-гарнитуры сопряжено с некоторыми сложностями — у некоторых людей виртуальная реальность вызывает тошноту или головокружение, а при длительном использовании гарнитура может оставить отпечатки на лбу. Так или иначе, запуск на мобильных приложениях Meta отложила на более позднее время.

В результате корпоративные пользователи столкнулись со всеми «особенностями» VR-гарнитур. Согласно интервью сотрудницы консалтинговой фирмы Accenture, система требовала от неё пройти двухфакторную аутентификацию. Для получения кода ей пришлось снять шлем, который затем перешёл в спящий режим.

Постер публикации

Цифровые люди без нижней половины туловища. Источник: Meta

Тестировщики жаловались на большое количество ошибок в Horizon Worlds и частые подвисания. Использовать «метавселенную» для бизнес-задач было сложно не только корпоративным покупателям, но и самим сотрудникам Facebook. Но, если для сторонних пользователей вроде упомянутой сотрудницы Accenture тяготы метавселенной оставались делом личного выбора (или, скорее, отказа), то работников Meta начали принуждать проводить в Horizon Worlds какое-то определённое время. Среди некоторых сотрудников компании проект начали называть MMH — «сделай Марка (Цукерберга) счастливым».

Давай по новой

Не считая всех проблем проекта, тестирование пришлось на медленное угасание пандемии Covid. Цукерберг и руководство Meta ожидали, что объёмы электронной коммерции продолжат расти, а людям придётся по нраву концепция «второго мира», неподконтрольного никому. Получилось наоборот — общение в полупустых, изображенных бедной графикой цифровых мирах не вызвало у пользователей особого интереса. По состоянию на январь 2023-го аудитория Horizon Worlds составляла 200 тысяч активных пользователей — меньше, чем у аналогичного по концепции проекта Second Life 2003 года выпуска.

Постер публикации

Источник: Meta

Проблемы с запуском метавселенной не стали катастрофой для корпорации — несмотря на значительные убытки, связанные с VR-подразделением, выручка и акции компании ушли в плюс. К тому же проблемными оказались и другие обещанные метавселенные — конкуренты из Microsoft, например, начали понемногу сворачивать связанные с виртуальной реальностью идеи в пользу ChatGPT. Тем не менее определённые выводы в руководстве Meta сделали и в ноябре 2022-го объявили о намерении уволить 11 тысяч сотрудников, в том числе и связанных с цифровыми реальностями.

Постер публикации

После шквала критики Meta пообещали со временем добавить людям ноги. Источник

От проекта Horizon Worlds не отказались: метавселенная продолжает развиваться и сегодня, и у компании явно есть на неё определённые планы. Иначе корпорация не стала бы вкладывать целых 20% от общих расходов на финансирование VR-вселенной. Но PR-компания теперь стала гораздо более осторожной, и метавселенной уделяют не слишком много внимания. Возможно, Марк Цукерберг и руководство бывшей Facebook достаточно близко восприняли рекомендации обозревателя The Verge, по мнению которого Horizon Worlds можно было бы закрыть и начать разработку с нуля.

*Признана экстремистской организацией